В России создали оргкомитет по празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Российские власти поддержали инициативу, придав ей государственное значение. Муфтий Духовного управления мусульман России шейх Равиль Гайнутдин в своем заявлении подчеркнул, что “историческое значение этого события объясняется тем, что Волжская Булгария являлась крупнейшим европейским государством своей эпохи, а обращение ее населения в ислам происходило исключительно мирными методами».
В Татарстане 21 мая отмечается как день принятия ислама Волжской Булгарией. Столицей Булгарии был город Болгар, который сохранился до наших времен. Он расположен в юго-западной части Татарстана в 83 км к югу от нынешней столицы Татарстана Казани. В Булгаре находится первая в России Болгарская Исламская академия, учрежденная в 2017 году. Кыргызстан выражал заинтересованность, чтобы кыргызские имамы обучались в этом учебном заведении, об этом в 2017 году во время неформальной рабочей встречи в Сочи с президентом РФ Путиным просил президент КР Жээнбеков. Спустя год в 2018 году президент КР на международной конференции “Ислам в современном светском мире” выступил с инициативой учредить аналогичную Исламскую академию в Кыргызстане под контролем государства. Президентская инициатива была воспринята неоднозначно в обществе. Государственная комиссия по религии КР распространила специальное заявление в котором попыталась разъяснить суть предлагаемой инициативы.
Кто такой Алмас-хан?
Волжская Булгария (по-татарски Идел Болгар) историческое государство в Среднем Поволжье и бассейне реки Кама, существовавшее с X по XIII века. В 922 году булгарский хан Алмуш (по-татарски Алмас-хан) принял ислам, взяв имя Джагфар ибн Абдуллах. Ислам стал государственной религией Волжской Булгарии. Этому историческому событию предшествовали несколько других историй.
В 921 году Алмуш-хан стремясь освободиться от из-под власти Хазарского каганата, кстати исповедавших иудаизм, отправил посольство в Багдад за поддержкой. Алмуш-хан просил аббасидского халифа прислать мусульманских наставников, строителей мечетей и помочь построить крепость вокруг главного города Волжской Булгарии. В те времена между Хазарией и Арабским халифатом шла серьезная дипломатическая война за влияние в Восточной Европе и на Кавказе.
В июне 921 года из Багдада выехало посольство халифа. Они решили ехать до Булгарии через Центральную Азию, а точнее через Хорезм и каспийское побережье современного Казахстана. В 922 году 4 марта посольство покинули факих (исламский законовед) и муаллим (вероучитель), побоявшись ехать дальше в страну огузов. С этого момента фактическим руководителем посольства становится Ахмад ибн Фадлан.
Историческая миссия Ахмада ибн Фадлана
12 мая 922 года в Волжскую Булгарию прибыло посольство аббасидского халифа аль-Муктадира, которую возглавлял секретарь посольства, старший писец, известный арабский путешественник и писатель Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади или просто Ахмад ибн Фадлан (так звучит его полное имя).
Значимых политических результатов посольство не добилось, потому что Алмуш-хан хоть и принял ислам, но предпочел политический союз с государствами Центральной Азии, потому что не получил ожидаемой военной помощи от аббасидского халифа.
Но в истории остались бесценные путевые заметки Ахмада ибн Фадлана. Он один из немногих арабских путешественников, кто лично побывал в Восточной Европе в раннее средневековье. До него в этих землях бывал географ аль-Хорезми, но он не оставил после себя таких красочных описаний и наблюдений, как Ахмад ибн Фадлан.
Вернувшись домой Ахмад ибн Фадлан описал свои путешествия в записях (по-арабски “Рисал”) в виде путевых заметок, в которых он увлекательно рассказал про обычаи, традиции и культуру народов, которые он наблюдал во время долгого путешествия из Багдада до Булгара.
Какая связь между Антонио Бандерасом и Булгарией
Одним из запоминающих моментов в его рукописях являются описания жестоких обычаев и народов рус, позже ученые предположили, что путешественник имел ввиду викингов, которые активно осваивали восточные земли от Скандинавии. Вспомните, историю киевского князя Олега и варяжские племена, упоминаемые в это же время в древнерусских летописях. На Ахмада ибн Фадлана произвело неизгладимое впечатление сжигание знатной ладьи (корабля) с рабыней как часть жесткого ритуала скандинавских племен, прибывших торговать в Булгарию.
Его записи стали основой для романа одного из самых плодовитых американских писателей-фантастов Майкла Крайтона “Пожиратели мертвых” (1976), в которой Ахмад ибн Фадлан направляется вместе с викингами в военную экспедицию против северных диких племен. Крайтон в своих описаниях викингов опирался на записи Ахмада ибн Фадлана. В 1999 году по мотивам книги Крайтона был снят фильм “13-й воин”, где главную роль сыграл Антонио Бандерас. Кстати Крайтон еще написал историю “Парк юрского периода” в 1990 году, по мотивам которой потом была снята знаменитая трилогия.
Уникальные записи Ахмада ибн Фадлана сохранились до наших времен благодаря другому мусульманскому ученому, писателю и историку Шихабуддин Абу Абдуллах Якут ибн Абдуллах аль-Хамави. Якут по происхождению был малоазийским греком. Будучи ребенком был захвачен в плен и продан сирийскому купцу Аскар ибн Ибрахим аль-Хамави, который воспитал его как сына и в исламских традициях. Он всю жизнь собирал разные летописи и записи, изучал их в многочисленных библиотеках, разбросанных по Ближнему Востоку и Центральной Азии. В своем топонимическом словаре “Муджам аль-булдан”(Словарь стран) он собрал около 16 тысяч статей, обобщив все арабские географические знания домонгольского периода, в том числе записи Ахмада ибн Фадлана.
Вот такой след оставил после себя арабский путешественник, писатель Ахмад ибн Фадлан, прибыв в далеком в 922 году в Волжскую Булгарию с посольством аббасидского халифа.
Текст: PreventionMedia